Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

Основной

Разрушение мифов по четвергам... Миф о безвредности опозданий

Миф о безвредности опозданий




— Пообещали нас штрафовать за опоздания, я опоздала на 20 минут, но не обнаружила никого, кто мог бы меня оштрафовать…


Из офисно-сетевых откровений


Да не возбранит почтеннейшая публика ненадолго переместиться мне из области экзегетики, в область нравственного богословия.


Просто уж очень живуч этот миф у современных христиан.


Как говорит один мой добрый знакомый пастор: «Народ у нас тянется к Богу! Такая тяга к Богу необыкновенная. Уже началось богослужение… уже и 10 минут прошло, и 15, и 20, а народ все тянется и тянется…»


Казалось бы чего проще? Иди по жизни с максимой: прийти вовремя — это значит прийти на 10–15 минут раньше. Но никак не получается.


Кажется, живи, как Афанасий Зюкин из акунинской «Коронации»:


— Это совсем нетрудно — всюду успевать вовремя… Нужно всего лишь жить с пятнадцатиминутным опережением. Предположим, у вас назначена встреча с каким-либо лицом в три часа, а вы придите без четверти. Или, скажем, вам нужно, чтобы успеть в некое место, выйти из дому в два, а вы выйдите без четверти два. Для начала я посоветовал бы вам просто перевести часы на пятнадцать минут вперед, пока не приобвыкнетесь, а потом пунктуальность войдёт у вас в привычку.


Ан нет! Не берёт нас ни Слово Божье, ни совесть, ни современные детективы!


А всё потому, что мы находимся во власти мифа о безвредности опозданий.


Давайте разберёмся: почему нельзя опаздывать?


Кажется, что на сей счёт существует, по крайней мере, четыре причины:


1. Опоздание — это воровство чужого времени.


Опаздывающий почему-то считает, что его время гораздо ценнее, чем время того, кто пришёл на встречу вовремя.


Пришедший вовремя тоже, наверняка, преодолел какие-то трудности, чем-то пожертвовал, где-то ущемил себя, чтобы не опоздать. А опаздывающий просто украл это время.


Трудно любить ближнего, который у тебя постоянно ворует.


Представляете: ваш друг при каждой встрече достаёт из вашего кармана ваш же кошелек, вынимает оттуда пятисотку, кладёт в свой карман, хлопает вас дружески по плечу и бодро произносит: «Ну, извини!»


Долго ли продлится такая дружба?


Вопрос, как говорится, риторический…


2. Опоздание — это неуважение к ближнему.


Лёгкое отношение к опозданиям — не что иное, как признак латентной надменности: дескать, подождут… Не графья, чай…


Историк и драматург Эдвард Радзинский подмечает любопытные детали в психологии тирана Сталина:


В Таммерфорсе он первый раз видит Ленина. Вся наивная, первобытная дикость тогдашнего Кобы — в его рассказе о встрече с кумиром: «Ленин рисовался в моём воображении в виде великана. Каково же было мое разочарование, когда я увидел самого обыкновенного человека… Принято, что великий человек обязательно должен запаздывать на собрания… чтобы члены собрания с замиранием сердца ждали его появления…» Но Ленин, к его изумлению, пришёл вовремя и «вёл беседу с обыкновенными делегатами».


Коба удивлялся искренне. Ибо сам… «На собрания Коба всегда опаздывал, ненамного, но постоянно», — писала революционерка Ф. Кнунянц.


Сколько в мире христиан со сталиноподобной психологией — это просто ужас!


Если человек постоянно опаздывает на встречи (не важно, богослужения это, или деловые свидания), то тем самым он как бы даёт мне понять, что я невелика птица, а он может себе это позволить!


Особенно кощунственно это выглядит, если человек постоянно опаздывает на богослужения.


В таком случае свои отношения с Богом он ценит явно меньше, чем, к примеру, возможность потерять часть зарплаты. Ведь на работу под страхом штрафа за опоздание мы чаще всего стараемся приходить вовремя.


3. Опоздание — нарушение данного слова, то есть нечестность.


Разумеется, если опоздание не явилось следствием форс-мажорных обстоятельств. Но форс-мажор — явление весьма редкое. Чаще же всего причиной опоздания является банальная неорганизованность, безалаберность и халатность. И именно поэтому давший обещание прийти в 10.00, а пришедший в 10.30 не кто иной, как банальный лжец.


Все эти наши отговорки насчёт того, что автобус не пришёл, электричку отменили, пингвинятник в метро сегодня особенно суров, а пробки превысили 9 баллов по шкале Яндекса — не что иное, как детский лепет.


Если бы нам за то, что приходим вовремя, платили по 500 у. е., то нашли бы мы возможность выйти из дома заранее, с учётом пробок, возможностей отмены электричек и т. д.


Деловая притча гласит:


Однажды ученик спросил Учителя:


— Учитель, подскажи, что делать: мне никогда ни на что не хватает времени! Я разрываюсь между несколькими делами и в результате не выполняю достаточно хорошо ни одного из них…


— Это случается часто? — поинтересовался Учитель.


— Да, — сказал ученик, — мне кажется, что гораздо чаще, чем у моих коллег.


— Скажи, а в туалет ты в этих случаях ходить успеваешь?


Ученик удивился:


— Ну да, конечно, но почему ты спросил об этом?


— А что будет, если не сходишь?


Ученик замялся:


— Ну, как это «не сходишь»? Это же потребность!..


— Ага! — воскликнул Учитель. — Значит, когда желание есть и оно действительно большое, ты на него время всё-таки находишь…


И бабушка Игоря Губермана нам всем в этом смысле пример:


Бабушка Люба приезжала к нам из Харькова и подолгу оставалась гостить. А когда ехала обратно, мы всей семьей приезжали на вокзал часа на два раньше необходимого. Бабушка Люба настаивала на этом с категоричной лаконичностью, и я латинскую чеканку её слов запомнил на всю жизнь:


— Лучше я подожду поезда, — говорила бабушка, — чем он меня ждать не будет.


И эта «бабалюбина» фраза каждый раз заставляет меня с особой серьёзностью думать о четвёртой причине:


4. Привыкший опаздывать, рискует опоздать в самом главном.


Я не шучу…


Можно опоздать со спасительной верой и не успеть спастись:


Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим (Евр. 4:1).

Можно упустить время и не успеть раскаяться в грехах, пренебрегши возможностью, данной Господом:


Я дал ей время покаяться в любодеянии её, но она не покаялась (Откр. 2:21).


А можно и отстать от благодати, словно от поезда, уходящего в рай:


Наблюдайте, чтобы кто не лишился (по-гречески буквально «не отстал» — Прим. автора) благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие (Евр. 12:15).


Лукавый раб Господень, который опоздал исполнить свои обязанности, будет подвергнут одной участи с неверующими:


Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными (Лк. 12:45,46).

Печальна эта участь. Поэтому лучше не привыкать к опозданиям.


Не советую я вам, друзья мои, задерживаться.


Так что посмотрите на часы: вдруг уже бежать пора?


***
30 мар, 2011
Скачать всю книгу “Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов” можно тут
Основной

Чего только не найдёшь на просторах интернета...

Нашёл две фотографии с собой...

2000 год. Международный конгресс благовестников. Амстердам. Найти меня тут не трудно. Сижу в первом ряду. Слушаю Коменданта... Обратите внимание, что ещё ни у кого нет никаких гаджетов. Пишем все от руки...

34


1995 или 1994 год... Конференция служителей Самарской области. Тут уже найти меня мудрено... Но можно. Достаточно понять, что последний ряд стоит на стульях. А вот прямо перед ними в "предпоследнем ряду" на земле стоит Сергей Гуц (он самый высокий с чёрной бородой), а левее него на довольно большом расстоянии и моя голова...

90


А это 1992 год. Рягузов встречает миссию "Волга-92". Тут меня нет. Зато есть Света. Тогда ещё Харитонова. Тогда ещё неверующая. Студентка самарского института культуры, хореографического отделения. Их тогда по какой-то разнарядке заставили одеться в русские народные костюмы и встречать Калеви Лехтинена хлебом-солью. Света видна сразу за спиной В.С. Рягузова (который в очках, приветствует миссионеров поднятой правой рукой)

Основной

Вот вам экзегетическая задачка

В блоге у Евгения Ройзмана прочёл:

Всю жизнь мне не дает покоя одна песня Высоцкого.

Я рос, как вся дворовая шпана -
Мы пили водку, пели песни ночью,-
И не любили мы Сережку Фомина
За то, что он всегда сосредоточен.
Сидим раз у Сережки Фомина -
Мы у него справляли наши встречи,-
И вот о том, что началась война,
Сказал нам Молотов в своей известной речи.
В военкомате мне сказали: "Старина,
Тебе броню дает родной завод "Компрессор"!"
Я отказался,- а Сережку Фомина
Спасал от армии отец его, профессор.
Кровь лью я за тебя, моя страна,
И все же мое сердце негодует:
Кровь лью я за Сережку Фомина -
А он сидит и в ус себе не дует!
Теперь небось он ходит по кинам -
Там хроника про нас перед сеансом,-
Сюда б сейчас Сережку Фомина -
Чтоб побыл он на фронте на германском!
...Но наконец закончилась война -
С плеч сбросили мы словно тонны груза,-
Встречаю я Сережку Фомина -
А он Герой Советского Союза...
Здесь два варианта. Или рассказчик негодует и показывает, что Сережка Фомин не воевал, благодаря блату, и незаслуженно стал Героем Советского Союза. Или наоборот, рассказчик думал о человеке плохо, и оказалось, что был не прав.

***

Вопрос: как вы всегда понимали эту песню?

***
Экзегетическая задачка (кто захочет). Опираясь на текст песни и исторический контекст, определить, какой смысл вкладывал автор:

1. Серёжка Фомин — уклонист, получивший награду незаслуженно
2. Серёжка Фомин — герой, которого оклеветала людская молва
Основной

Тут прекрасно всё...

Вести 1991 года. 7 ноября Режиссер выпуска — Уваркин (это важно!) :)))



Доллар, кстати, был по рубль восемьдесят...

И о. Александр Борисов был молод...
Основной

Чуть больше года назад умер мой отец...

Сегодня мы с сыном поехали навестить его могилу...

Домодедовское кладбище далеко, но дело того стоит... Пока шли по кладбищу, я смотрел на даты, выбитые на могильных плитах... Я смотрю только на дату рождения, не важно, сколько прожил человек... Сегодня тело его уже в земле... Свежие могилы в основном людей 50-х годов рождения... Таких прямо вот много... В основном мужчины... Шестидесятилетние мрут часто...  Родившихся в 60-е гораздо меньше, но мелькают... Моих ровесников из 70-х годов рождения пока мало, но они есть... практически в каждом квартале по одной-две могилы... Memento mori... В любой момент можно отправиться сюда...

Немного не по себе, когда видишь свою фамилию на могильном камне... (фото кликабельны)




Там похоронен мой двоюродный дед и отец. А также родители мачехи...




Немного пропололи, прибрались... сфотографировались...





Когда выезжали из кладбища, бросился в глаза поминальный текст на воротах: "Помяни, Господи, усопших рабов Твоих!" На кладбище лежит немало гордых людей, которые родились и выросли под лозунгом "Мы — не рабы, рабы — не мы!" При жизни мало кто из них мог бы встать на колени, слишком уж культивировалась в СССР понятие о личной городсти! "Гордость надо иметь!" — так и говорили, укоряя иного рохлю и размазню... "Он гордый, он идейный!" — одобрительно отзывались об ином борце за "народное счастье"... И вот все они, 20-х, 30-х, 40-х, 50-х годов рождения вдруг поименованы "рабами Господними"... И никого не смущает этот, казалось бы, диссонанс... На кладбище очень хорошо понимаешь, что человек сам собой "управить" не может... И есть Тот, Кто именуется грозным именем "Господь, Судия живых и мёртвых".

Но люди делятся на тех, кому Бог — Судья, и тех, кому Он — Адвокат!

Древние советовали (как уже было отмечено выше) помнить о смерти. Но у нас с Палычем, слава Богу, есть Тот, Кто победил смерть... Он помнил о Своей Смерти с самого рождения, пошёл прямо её навстречу и победил... Он помнил о смерти вместо нас... Чтобы мы помнили о жизни!

Им только и живём!

Христос воскрес!
Борода

Подумалось.

В церкви, где много иностранцев, пели по-русски: “Свет для земли, цари во мне!”

Вдруг попала под фалду мне филологическая вожжа. Подумал, а понимают ли иностранцы, что слово “цари” — это глагол повелительного наклонения, а не существительное множественного числа?

Впрочем со мной такое часто бывает. Один раз даже помстилось, что слово “крокодил” — глагол прошедшего времени, несовершенного вида…
— Где ты всю ночь напролёт крокодил?

А у вас бывает такое?

blog.begichev.info

Борода

Уроки истории по пятницам

Лиха беда начало…

Поговорка из заголовка обычно означает, что начинать какое-либо дело трудно, зато потом будет легче.

Прописная, вроде бы, истина. Но поразительней всего, что она работает даже в том случае, когда начало действительно бывает лихом и бедой одновременно.

Сегодня разводом никого не удивишь. Люди в нашей стране скорее изумляются супружеской верности. Школьники наотрез отказываются понимать Татьяну Гремину (в девичестве Ларину), дескать, что значит: «Но я другому отдана и буду век ему верна…»? Разве можно так? Ведь развестись — это пара пустяков. И невдомек им, что общество, где нет верности брачным обетам, вскоре обречено на вымирание. История языческих цивилизаций этому блестящее подтверждение…

Но мы-то, вроде не язычники. У нас же духовность с благочестием на каждом чиновничьем лице ширится. Крепится день ото дня религиозное сознание нашего народа. Крепится-крепится, да и вдруг разрыдается от когнитивного диссонанса. Уж больно развращено общество, и не помогает нам ни звон колоколов, ни праздники во имя Петра и Февронии…

А началось все у нас в 16 веке. В Европе-то к тому времени уже проторили дорожку монаршии разводы. Один Генрих восьмой чего стоил со своими шестью женами, чьи судьбы школьники запоминают при помощи мнемонического правила: «развёлся — казнил — умерла — развёлся — казнил — пережила»

У нас в княжествах московских князья с женами разводиться стеснялись… Бога боялись крепко.

Именно поэтому жила и не тужила за своим мужем прекрасная девица Соломония Сабурова. Муж-то у нее был не кто-нибудь, а сам Василий третий. Великий князь московский и владимирский.

По нынешним канонам, вроде бы и не красавицей была, но тогдашние портретисты вообще редко кому льстили. Князю нравилась и ладно. Вот смотрите, какова.

Князь Соломонию любил, но 20 лет бесплодия выдержит редкий монарх. Нужен наследник. (А тут еще и братья наседают: князь-то им запретил жениться, пока у него не родится сын, чтобы кузены не были старше законного престолонаследника).

Поэтому решил князь дуру бесплодную утопить в монастырь насильно поселить. Было это в 1525 году.

Соломония сопротивлялась, как могла. Но что может слабая женщина против хорошенького удара бердышем по макушке? Пришлось идти в монастырь. Говорят, что со временем княгиня втянулась в иноческое житие и даже канонизирована церковью в лике преподобных.

Простила ли она мужа? Бог весть. 17 лет провела она в трудах и молитвах, а после тихо скончалась.

Однако ничего путного из этой затеи с разводом не вышло. Князь напрасно лишил сана митрополита Варлаама, напрасно пострадал Максим Грек. Эти христиане выступили против развода. Напрасно рассорился Василий III с вселенскими патриархами.

Его новая жена Елена Глинская родила чудовище, вошедшее в историю под именем Ивана Грозного. Русь была ввергнута в гнилостную пучину кроваво-пьяного месива. А род Рюриковичей, о продолжении которого так заботился Василий, пресекся уже в следующем поколении… Наследника князь получил, а род свой потерял.

Зато потом русские монархи уже не стеснялись не то что разводов — убийств своих благоверных. Убивали и отцы детей и дети отцов.

А Соломония Сабурова (в монашестве Софья) так и осталась в истории мученицей. Но не мученицей за веру и ортодоксию. Она погибла из-за того, что кое-кто решил наплевать на Божьи заповеди.

***

Ужасен мир, где мучеников плодят не противники и гонители Истины, а те, кто поставлен эту Истину защищать и пестовать.

Впрочем, так было и, наверное, будет всегда, до тех пор, пока не придет к нам Тот, Кто наконец сможет поразить нас в самом скверном нашем «праве». «Праве» на грех.

Потому что с грехом ведь так: стоит только начать. Потом не остановишься до тех пор пока не упрешься мятежным сердцем в обоюдоострый меч, выходящий из уст Сына Человеческого.

Так что иногда лучше и не начинать… Так будет спокойней. Подальше от лиха и беды.

blog.begichev.info

Борода

Женская линия моей семьи…

Лето и отпуск… Хочется предаваться ленности и воспоминаниям.

Посему пока непонятная мне часть семьи готовится к просмотру футбола, я начну свой неторопливый рассказ о прошлом. (Футбол, кстати, я никогда не любил и не понимал… Может быть из-за того, что с раннего детства познал особенности чисто женского воспитания).

Это фоторассказ о женской линии нашей семьи. Хотя мужчины тут тоже будут изредка встречаться… (Ибо где женщина, там всегда будет и мужчина и наоборот…)

Итак, вот мой далекий предок по материнской линии. Дмитрий Бубнов.

Отчества его я не знаю. Женская линия моей семьи не имеет глубоких корней. Знаю, что был он крестьянином (судя по фото, довольно зажиточным). Жили они в Самарской губернии, в деревне Екатериновка. (Смутно помню, как меня четырехлетним мальчиком возили в эту деревню, и там со мной случился некий казус, врезавшийся в память на всю жизнь и положивший начало моей деревнефобии… Про казус как-нибудь в другой раз… Ей Богу, лучше не надо… Даже неловко вспоминать… Словом, деревня мне не понравилась). Происходил мой прадед из середняков. По словам бабушки, его не раскулачили, так как батраков в семье не водилось, но была лошадь, корова и какое-то техническое устройство: то ли маслобойка, то ли, помилуй Бог, молочный сепаратор… Уж и не вспомню точно, что это был за девайс. Только прадедушке стоило немало денег, чтобы после революции его не записали в кулаки. Знать комбед (деревенский комитет бедноты) был падок на взятки. Прадеда не раскулачили.

Бабушка моя, Мария Дмитриевна Бубнова, росла типичной крестьянской девчушкой, посему фотографий ее детства не сохранилось. Родившись в 1913 году, она проучилась в школе только одну зиму, а потом пришлось бросить — надо было прясть кудель. На Пасху бегали в церковь куличи святить… На Рождество (бабуля произносила это слово как «Рожество») нужно было «славить», т.е. петь по дворам молитву. За это детишек одаривали конфетами и пряниками…

В 20-е годы бабуле было 8-9 лет, когда на Поволжье обрушился голод. Летом ели траву и кору деревьев. Зимой и вовсе нечто непотребное. Мария Дмитриевна часто рассказывала, что соседка, сойдя с ума от голода, зарезала и сварила своих детей. Я, когда слушал эти рассказы, пугался и не верил: как это в СССР могло такое быть… Но когда вырос и почитал соответствующие книжки, то охотно поверил. Вот фото из Википедии…

;

Бабуля моя выжила, но в юности, не дождавшись, когда счастливое крестьянство загонят в колхозы, бежала с подружкой в Самару. По дороге продав нижню рубашку, чтобы купить хлеба.

В Самаре она сменила десяток профессий от гладильщицы, до рабочего на заводе, кое-как выучилась читать и писать в вечерней школе рабочей молодежи.

При этом, нрава она была веселого и разбитного. Все мое детство сопровождали меня ее малоприличные частушки, прибаутки, загадки…

Самая приличная ее загадка долго меня мучила. Звучала она (в смягченном варианте) так:

— Загану загадочку, выну из попы ягодку. Полижу, полижу, да опять положу! Что это?

Я все детство ломал голову над разгадкой. Много раз сдавался, но бабушка забыла правильный ответ. Так я промучился бы всю жизнь, но многомудрый гугль разрешил мои сомнения. Это оказалось колесная втулка от телеги и помазок! Ни в жисть бы не догадался…

Поскольку Бога в те годы в СССР не было, бабуля спешила жить на всю катушку. Только законных мужей у нее было несколько… Я до сих пор удивляюсь, почему моя мама носит отчество Петровна. Никакой Петр в рассказах бабули не фигурировал. А на вопросы она лишь досадливо отмахивалась…

Так что 30-е годы бабуля провела весело.

Правда, дети, рожденные Марией Дмитриевной, неизменно умирали. По ним бабуля в старости иногда плакала, когда никто не видел (я-то видел!), шептала их имена, причитала. Выжила только моя мама, родившаяся 30 декабря 1941 года, т.е. уже во время войны.

Войну бабуля проработала на заводе, перенося тяготы стоически (сказалась тренировка 20-х)

А вот и фото уже после войны…

Тут слева направо: бабушка, мама и прабабушка

;

О своей прабабушке я ничего не знаю. Видно, что дожила она до преклонных годов. Надо бы маму пораспрашивать. Да все забываю…

А вот на обороте фотографии сохранились надписи, сделанные бабулиной рукой… Видимо, фото предназначалось очередному «лучшему другу», да не пригодилось ему, а осталось в нашем архиве…

;

Самая нижняя надпись, разумеется уже сделана мамой…

Collapse )

blog.begichev.info

Борода

Если верить Толстому…

… то Петр I был тем еще троллем…

Давно читал, в детстве… А вдруг вот вспомнилось.

ПЕТР I И МУЖИК
(Быль)

Наехал царь Петр на мужика в лесу. Мужик дрова рубит.

Царь и говорит: «Божья помощь, мужик!»

Мужик и говорит: «И то мне нужна Божья помощь».

Царь спрашивает: «А велика ли у тебя семья?»

— У меня семьи два сына да две дочери.

— Ну не велико твое семейство. Куда ж ты деньги кладешь?

— А я деньги на три части кладу: во-первых — долг плачу, в-других — в долг даю, в-третьих — в воду мечу.

Царь подумал и не знает, что это значит, что старик и долг платит, и в долг дает, и в воду мечет.

А старик говорит: «Долг плачу — отца-мать кормлю; в долг даю — сыновей кормлю; а в воду мечу — дочерей рощу».

Царь и говорит: «Умная твоя голова, старичок. Теперь выведи меня из лесу в поле, я дороги не найду».

Мужик говорит: «Найдешь и сам дорогу: иди прямо, потом сверни вправо, а потом влево, потом опять вправо».

Царь и говорит: «Я этой грамоты не понимаю, ты сведи меня».

— Мне, сударь, водить некогда: нам в крестьянстве день дорого стоит.

— Ну, дорого стоит, так я заплачу.

— А заплатишь — пойдем.

Сели они на одноколку, поехали.

Стал дорогой царь мужика спрашивать: «Далече ли ты, мужичок, бывал?»

— Кое-где бывал.

— А видал ли царя?

— Царя не видал, а надо бы посмотреть.

— Так вот, как выедем в поле — и увидишь царя.

— А как я его узнаю?

— Все без шапок будут, один царь в шапке.

Вот приехали они в поле. Увидал народ царя — все поснимали шапки. Мужик пялит глаза, а не видит царя.

Вот он и спрашивает: «А где же царь?»

Говорит ему Петр Алексеевич: «Видишь, только мы двое в шапках — кто-нибудь из нас да царь».

***

P.S. Только сейчас заметил, что первое предложение: «Наехал царь Петр на мужика в лесу». В наши дни звучит несколько двусмысленно…

blog.begichev.info