pavel_begichev (pavel_begichev) wrote,
pavel_begichev
pavel_begichev

Categories:

Разрушение мифов по четвергам. Миф о ветхозаветной нечистоте.

Миф о ветхозаветной нечистоте


Нам пишут и задают вопросы. Это хорошо! Ведь в письмах описаны церковные мифы, достойные разрушения.


Одно из писем глубоко возмутило меня. Я и раньше о подобном слышал, но думал, что такие мифы уже стали историей.


В письме речь шла о том, что сёстрам в период «критических дней» в церкви запрещено участвовать в служении (пение ли то в хоре, учительство ли в воскресной школе, принятие ли причастия и т. д.).


При этом ссылаются на текст: «Скажи им: если кто из всего потомства вашего в роды ваши, имея на себе нечистоту, приступит к святыням, которые посвящают сыны Израилевы Господу, то истребится душа та от лица Моего. Я Господь» (Лев. 22:3).


Возникает вопрос: вправе ли мы переносить в церковную практику ветхозаветное понятие нечистоты?


Давайте разберёмся.


В Ветхом Завете при помощи различных еврейских слов передаётся идея всяческой нечистоты, как нравственной, так и ритуальной.


Что же считалось нечистым во времена Ветхого Завета? Проанализировав множество текстов, можно составить примерно такой список:


• Нечистота религиозно-ритуальная (зачастую продиктованная санитарно-гигиеническими требованиями):


нечистота животных,


некоторые внутренние органы животных,


нечистота трупов,


истечение семени,


менструальные выделения,


нечистота женщины-роженицы,


кожные заболевания,


лишай и плесень на доме.


• Духовная нечистота:


грехи язычников,


идолы


Однако надо сказать, что в Ветхом Завете разницы между духовной и ритуальной нечистотой не заметно. Потому что постановления о соблюдении чистоты были равно обязательными для исполнения.


Поэтому в Септуагинте для обозначения нравственной, гигиенической и ритуальной нечистоты используется в основном одно греческое слово καθαρσία


Однако в эпоху Нового Завета в этом же значении стало использоваться слово κοινός (общий). Видимо, сказалась ассоциация с предметами общего пользования, которые, разумеется, не могут служить образцами чистоты.


В частности, слово κοινός используется для обозначения нечистоты в Евангелии от Марка:


«…И, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми (κοινός), то есть неумытыми, руками, укоряли» (Мар. 7:2).


Пётр (и Лука) использует слова κοινός и καθαρσία как синонимы:


• «Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного (κοινός) или нечистого (ἀκαθαρσία)» (Деян. 10:14);


• «…но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28);


• «…Я же сказал: нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои» (Деян. 11:8).


Пётр по ветхозаветной привычке не делает разницы между различными понятиями нечистоты. И Господь показывает ему на этом примере, что нечистота духовная на самом деле никак не связана с видовым разнообразием животного мира и национально-культурными различиями между людьми! Сам Бог развёл эти понятия.


Поэтому апостол Павел явно различает κοινός и καθαρσία. Для Павла нечистота чётко подразделяется на ритуально-гигиеническую и духовную.


Ритуально гигиеническую нечистоту — κοινός — Дух Святой через апостола Павла объявляет несущественной в нравственно-религиозном смысле. Именно поэтому и написано: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).


Духовная нечистота в посланиях Павла описана словом καθαρσία. Очень большое количество текстов это подтверждает. И всегда речь идёт о неверности Богу, приверженности явным грехам, поклонении идолам и т. д. Но ни разу не говорится о воспроизведении ветхозаветного запрета на прикосновение к юноше после поллюции или запрета на участие в богослужении женщин в периоды менструации.


И несколько раз наблюдал я, как даже закоренелые юные законники брызгали друг на друга слюной, явно нарушая ветхозаветную заповедь: «…если имеющий истечение плюнет на чистого, то сей должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера…» (Лев. 15:8).


Итак, надо сделать вывод, что для христиан, живущих в Новом Завете с Господом, невозможно считать греховным или нравственно грязным кожные заболевания, употребление свинины, участие в хлебопреломлении женщины, недавно родившей ребенка и т. д.


К нечистоте духовной относитесь с должной брезгливостью. А остальное нечисто только для того, кто считает что-либо нечистым для себя (ну брезгует он свининой). Вряд ли сегодня в современных церквах воспроизводится ситуация с идоложертвенным мясом, описанная Павлом в Посланиях к Римлянам и Коринфянам. Поэтому остаётся лишь принцип: ритуально-гигиеническая ветхозаветная нечистота не имеет в Новом Завете никакого духовно-нравственного значения.


А уж с личной гигиеной как-нибудь каждый из нас разберётся самостоятельно.

***

16 сент 2010
Скачать всю книгу “Современное христианское мифотворчество и разрушение мифов” можно тут.

Tags: Разрушение мифов по четвергам, Разрушение мифов по четвергам.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments