pavel_begichev (pavel_begichev) wrote,
pavel_begichev
pavel_begichev

Category:

Трудные тексты Библии. Кто такие «друзья» и что значит «принятие в вечные обители» в Лук. 16:9?

Кто такие «друзья» и что значит «принятие в вечные обители» в Лук. 16:9?


και εγω υμιν λέγω, εαυτοις ποιήσατε φίλους εκ τοũ μαμωνα της αδικίας, ίνα όταν εκλίπη̣ δέξωνται υμας εις τας αιωνίους σκηνάς.


И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. (Лук.16:9)


Формулировка вопроса.


Притча он неверном домоуправителе часто смущает благочестивых христиан. Им кажется, что Господь даёт какую-то положительную оценку явно сомнительным с моральной точки зрения действиям. Обычно утешает встревоженных читателей упоминание о том, что сыны века сего догадливей сынов света в своём роде. Т.е. Грешники проявляют чудеса изворотливости в делах греховных, так и сынам света было бы неплохо проявить хоть капельку инициативности и изобретательности в святых делах.


Однако, последняя моральный вывод притчи, обозначенный в девятом стихе, многих ставит в тупик.


Возникает целый ряд вопросов: что такое «богатство неправедное»? Кто такие друзья? Каким образом они могут принять нас в вечные обители?


Говоря о богатстве неправедном (буквально «маммоне неправды»), практически все толкователи согласны, что речь идёт не о богатстве, нажитом греховными способами. В толковой Библии преемников А. Лопухина говорится:


Богатство Господь называет неправедным не потому, что оно было приобретено неправедными путями — такое богатство по закону должно быть возвращено как уворованное (Лев VI, 4; Втор XXII, 1), — а потому, что оно суетно, обманчиво, скоропреходяще и часто делает человека любостяжательным, скупцом, забывающим о своей обязанности благотворить своим ближним, и служит большим препятствием на пути достижения Царства Небесного (Мк X, 25).


Возможные варианты толкования


1. Друзья — добрые дела, которые, в конечном счёте, положительно повлияют на наше спасение.


Это понимание весьма характерно для ранних толкователей, которые видели в добродетелях путь к спасению и были далеки от протестантского sola fide (догмата об оправдании только верой независимо от дел).


Так в частности, Иоанн Златоуст писал:


Как же говорит Писание: "приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лк.16: 9)? Что значат эти слова? … Здесь говорится, что нужно приобретать друзей в настоящей жизни, употребляя богатство и расточая имущество на нуждающихся; здесь заповедуется не что другое, как только щедрая милостыня… Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя… потому Господь и присовокупил: "друзей богатством", дабы ты знал, что тебя защитят сами эти дела твои: милосер­дие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся.


Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 48



2. Друзья — люди, которые своими молитвами поспособствуют нашему спасению.


Этого толкования, например, придерживается еп. Лоллий (Юрьевский):


Подобно Неправедному Управителю, раздавайте щедро и самоотверженно эту "маммону неправды" всю без остатка беднякам, сиротам и вдовам, и сердца ваши умягчатся, и души ваши окрылятся любовию, и будете иметь искренних друзей и молитвенников за вас, и благодарностью откроют они вам входы в небесные, вечные обители, когда вы скончаетесь, покинув эту землю с ее тленным, суетным богатством.


Эту точку зрения убедительно опровергает всё тот же Иоанн Златоуст:


Если ты отойдешь туда, не сделав ничего такого, то никто не будет ходатайствовать за тебя. Не дружба людей ходатайствуем за нас, но то, что друзья приобретены богатством; потому Господь и присовокупил: "друзей богатством", дабы ты знал, что тебя защитят сами эти дела твои: милосер­дие, человеколюбие, щедрость к нуждающимся. А что ни родство, ни дружба не принесут никакой пользы без дел, об этом послушай, что говорит пророк: "если бы нашлись сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, не спасли бы ни сыновей, ни дочерей" (Иез.14:14,18). Но что я говорю о будущей жизни, если и в настоящей дружба нисколько не защищала? Так, сколько плакал и рыдал Самуил, и, однако, не спас Саула (1Цар.15:35)! Сколько молился Иеремия, и, однако, ни в чем не помог иудеям, но еще получил запре­щение молиться (Иер.14:7,11)! И удивительно ли, что Иеремия нисколько не помог им, когда даже Моисей, как сказано, если бы он был в то время, не мог бы спасти тогдашних иудеев, которые предавались нечестию и сами от себя не оказы­вали ничего доброго (Иер.15:1)?


Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 48


3. Друзья — это люди, которые пришли к Богу в результате нашего щедрого служения и вместе с Богом встречают нас на небесах.


Согласно этой точке зрения, служение Богу земным богатством должно быть бескорыстным. Ты должен из милости к погибшим грешникам потратить на них свои земные сокровища, привести их в Царство небесное. А фразу «чтобы они… приняли вас в вечные обители» — следует толковать в значении «встретили вас в небесных обителях».



Выбранное решение вопроса.


Третья точка зрения представляется нам верной. Герменевтические принципы, побудившие нас прийти к этому выводу, таковы:


Принцип исторической преемственности.


Как мы уже отметитли выше, наша точка зрения не была популярна у ранних толкователей. Тем не менее несколько уважаемых экзегетов находят её верной.


Нам следует проявить большую заботу о том, чтобы быть уверенными, что после смерти, когда мы обнищаем, будем приняты в вечные обители на небе. Жилище на небесах - дом нерукотворенный, вечный, 2 Кор. 5:1. Христос ушел туда прежде нас, чтобы приготовить место для Своих, и Он готов принять их. Ложе Авраамово готово принять их, и, когда Ангелы перенесут их в небесные обители, ангельский хор будет готов принять их туда. Нищие святые, которые прежде них вошли в славу, примут тех, кто в мире обеспечивал их средствами к существованию.


Мэтью Генри. Комментарий на Евангелие от Луки.


Обдуманно распоряжаясь земным богатством, возможно привлекать новых и новых людей в число последователей Иисуса Христа.


Джон А. Мартин. Толкование на Евангелие от Луки.



Верующие должны употреблять «деньги» своего Господа таким образом, чтобы приобрести друзей для вечности, т.е. вкладывать в Царствие, в благую весть, приводящую грешников к спасению, чтобы по прибытии на небеса (в «вечный дом») те грешники радушно приняли их.


Джон МакАртур. Комментарий на Лук. 16:9


Принцип грамматики и лексического анализа


Начнём с того, что устраним неточности синодального перевода. В нём принятие в вечные обители сопровождает обстоятельство времени «когда обнищаете». Но в греческом тексте мы видим глагол εκλίπη̣ (форма глагола κλείπω — прекращаться, кончаться, проходить, миновать). Это глагол 3-го лица, единственного числа. Он согласуется в лице и числе не со словом «друзья», а со словом «мамона». Фразу следует перевести так: «И Я говорю вам: сотворите себе друзей из маммоны неправедности, чтобы, когда кончится, приняли вас в вечные обители».


Обратите внимание, что это не мы обнищаем, а маммона оскудеет, кончится, пройдёт. Т.е. речь идёт о моменте, когда земные богатства потеряют свою ценность. Разумеется, речь идёт о нашей смерти. Мы не возьмём с собой ничего из наших материальных ценностей.


Примечателен также и глагол «приняли» (гр. Δέξωνται). Это форма глагола δέχομαι, который имеет значение не только «принимать» в значении «допускать», но и благосклонно выслушивать, одобрять. Это слово вовсе необязательно говорит о том, что друзья решают, допустить вас на небо или не допустить. Этот глагол скорее соответствует нашему выражению «принимать гостей». Ведь когда долгожданные гости приходят к нам домой, мы не решаем на пороге, допускать или не допускать их. Мы их принимаем, т.е. с радостью усаживаем на лучшие места и стараемся сделать так, чтобы им было хорошо.


Обратите внимание, что в греческом тексте также нет местоимения «они». Есть глагол 3-го лица множественного числа «приняли». Но этот глагол не обязательно относится к друзьям. Это может быть неопределённо-личное множественное число. Его Лука, кстати, использует в 6:38 «давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Кто отсыплет, даст и отмерит? Бог или, возможно, ещё кто-то… Это неважно… Важно, что это произойдёт.


Так и в нашем тексте всё смешивается: друзья, Бог, ангелы… Не важно кто, важно что нас приняли, посадили и угостили за трапезой Господней. Разумеется, чем больше людей пришло к Богу в результате нашего служения, тем радостней будет этот приём.


В тексте нет и намёка на то, что даже правильно потраченное богатство делает нас праведными или даёт нам право на небесные обители. Похоже, что маммона потому и названа неправедной, что от неё не зависит праведность в глазах Божиих. Нельзя богатством приобрести спасительной праведности. Но богатство можно употребить для того, чтобы «приём» на небесах был более многолюдным.



Принцип литературного контекста и авторского замысла


Из ближайшего контекста мы видим, что Христос и Лука проводят определённую параллель между действиями неверного управителя и нашими действиями


Сравните 4 и 9 стихи:


4 стих


…Ίνα


όταν μετασταθω…


δέξωνταί με…


εις τους οίκους


9 стих


…Ίνα


όταν εκλίπη̣…


δέξωνται υμας…


εις τας … σκηνάς…


Из этой параллели видно, что принимают (и управителя и нас) не дела, а люди. Люди, которые превратились друзьями в результате деятельности «своего рода» (хитрец-управитель — переделка отчётности, мы — благотворительность и пожертвование на благовестие).


13 стих убеждает нас, что вся притча о неверном управителе должна убедить нас служить Богу, а не маммоне. И уж конечно не своему «реномэ», и не делам праведности. Речь не идёт о том, чтобы оплатить вход на небеса себе. Речь идёт о бескорыстном служении Богу, единственной мотивацией которого будут Бог и люди, раскрывшие нам объятия на небесах.


Кроме того, широкий контекст в виде истории о богаче и Лазаре хотя и посвящён несколько иной теме, но в частности также убеждает нас в том, что сокровища богача могли бы послужить и Лазарю и братьям богача, если бы богач и братья его «слушали Моисея и пророков», т.е. веровали в Бога и принимали верою обещанного Моисеем и пророками Мессию. В этой истории также не говорится о спасении по делам. Покаяние — результат веры в Слово Божье (Лук. 16:29-31), но практическое следствие нераскаявшегося сердца богача выразилось в его жадности, недальновидности и уповании на своё богатство земное.



Принцип аналогии веры и аналогии Писания


Похожую мысль высказывает и апостол Павел:


Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни. (1Тим.6:17-19)


Толкованию этого текста мы посвятили одну из предыдущих глав.


Вывод


Чем тратить все свои деньги на себя (т.е. служить маммоне), лучше проявить «догадливость», т.е. дальновидность и не скупиться, когда речь идёт о служении Богу…


Писание поощряет нас жертвовать деньги на служение благовестия, на обеспечение деятельности Церкви. Потому что благодаря этой деятельности в Царстве Божьем может стать хотя бы на одного человека больше. И, быть может, этот человек окажется на небесах отчасти благодаря вашим пожертвованиям…


Да и в жизни Церкви уже спасённые братья и сёстры нуждаются в нашей поддержке не только духовной, но и вполне материальной:


При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; (2Кор.9:6-12)


Так что доставайте свои банковские карточки и сделайте прямо сейчас какое-нибудь пожертвование на хорошее дело Божье. Помогите нуждающемуся и почувствуйте жар его объятий в «вечных обителях»!


И можете быть уверенными, к этим объятиям присоединится и Бог!

Tags: Трудные тексты Библии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments