pavel_begichev (pavel_begichev) wrote,
pavel_begichev
pavel_begichev

Categories:

Трудные тексты Библии… Что значит «не осквернились с жёнами» (Откр. 14:4)?

Что значит «не осквернились с жёнами» (Откр. 14:4)?

Οũτοί εισιν οι μετα γυναικων ουκ εμολύνθησαν, παρθένοι γάρ εισιν….

Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники…

(Откровение 14:4)

Формулировка вопроса

Этот стих своей радикальностью смущает благочестивых протестантов, далёких от идеалов монашества. Поэтому вопросы к этому стиху чаще всего заданы такие:

— Неужели спасутся только девственники?

— Разве половые отношения, если они совершаются в законном браке, оскверняют человека?

Отметим сразу, что в Откр. 14:4 речь не идёт о всех спасённых людях. Спасённых будет гораздо больше. В 7 главе Откровения этот же образ объяснён подробней. 144 000 — это верный остаток Израиля, обратившийся ко Христу в период Великой Скорби. А общее количество спасённых выражено фразой: «…великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих». (Откровение 7:9)

Однако, не вполне понятно, почему 144 000 обратившихся к Христу евреев названы девственниками?

Баркли даже высказывает предположение, что слова «Это те, которые не осквернились с женами и остались девственниками» являются интерполяцией, т.е. поздней вставкой. Это предположение вряд ли верно, потому что все известные нам манускрипты содержат эту фразу.

Возможные варианты толкования

1. Речь идёт о людях, давших обет безбрачия.

Сторонников данной точки зрения немало среди толкователей 4-8 веков. Это время, когда идеалы монашества были чрезвычайно популярны.

Однако сторонникам данной точки зрения нужно доказать, что глагол «оскверняться» (μολύνω) когда-либо употреблялся для моральной оценки супружеских интимных отношений. Доказать это практически невозможно.

Собственно говоря, никто из древних толкователей и не проводит тщательной экзегезы Откр. 14:4. Наоборот, этим стихом пользуются просто как цитатой, подкрепляя размышления о девстве.

Тот же дар целомудрия означается, то же девство возвещается следующими словами ангела: Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. И не одному только мужескому полу усвояет Господь благодать целомудрия: Он не обходит жен, потому что жена есть часть мужа, из него взята и создана. Бог во всем почти Писании обращается к первозданному, так как двое составляют одну плоть, и в муже обозначается вместе и жена. Если же целомудрие идет вслед за Христом и девство предназначается для Царства Божьего, то что в земном убранстве и украшениях, коими желающие угодить человекам оскорбляют Бога?

Киприан Карфагенский, Об одежде девственниц

***

Что же Господь — истина и свет — сделал, придя (в мир)? Он, приняв плоть, сохранил ее нерастленною — в девстве. Так и мы, если хотим быть подобными Богу и Христу, должны стараться соблюдать девство. Ибо подобие Божие состоит в воздержании от растления. А что вочеловечившееся Слово стало перводевственником, и первопастырем, и первопророком Церкви, это объяснил нам вдохновенный Христом Иоанн в книге Откровения, сказав: и взглянул я, и вот Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи <… > Это суть те, которые не осквернились с женами: ибо они девственники; это суть те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел.

Притом заметь, как велико достоинство девства пред Богом: они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны, и следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Этим он хочет ясно внушить нам, что таким числом, то есть ста сорока четырьмя тысячами, издревле определено количество девственников, между тем как других святых неопределенное множество. Ибо замечательно, что он прибавляет, говоря о прочих: и взглянул я, и вот из всех языков и племен и всех народов великое множество, которого никто не мог перечислить (Откр 7:9).

Итак, он представляет, как я сказал, бесчисленное множество других святых, а девственников весьма небольшое число сравнительно с составляющими бесчисленное множество.

Мефодий Патарский, Пир десяти дев

Обратите внимание, что Киприан совершенно не учитывает информацию из 7 главы Откр. А Мефодий Патарский стыдливо умалчивает, что речь идёт именно о евреях, обратившихся к Христу во времена Великой Скорби.

Вообще же, хотя Библия и описывает подвиг безбрачия категорией «лучшее» (1 Кор. 7:26,38,40), всё же никогда не относит брачные отношения в категорию «осквернение». Напротив, даже неверующий муж, становясь «одной плотью» с христианкой освящается. Дети, рождённые даже в таком в браке (а деторождение, как известно — следствие интимных отношений), называются святыми. (1Кор. 7:14)

2. Речь идёт о евреях, обратившихся ко Христу во время Великой Скорби и добровольно воздержавшихся от брака и интимных отношений.

Эта точка зрения призвана устранить пренебрежение контекстом, свойственное первому толкованию.

Как один из возможных вариантов толкования Откр.14:4 на эту точку зрения указывает Джон Ф. Уолвурд:

Упоминание о том, что они не осквернилась с женами можно понимать и в “узком” смысле (в дни великой скорби они отрешились от нормальной семейной жизни или отказались от вступления в брак, чтобы изолировать себя от антихристианского мира)

Однако, сторонникам этой идеи по-прежнему нужно доказать, что глагол «оскверняться» (μολύνω) когда-либо употреблялся для моральной оценки супружеских интимных отношений. А это, как мы уже отмечали, практически невозможно.

3. Речь идёт о людях, которые сохранили святость своих брачных отношений с супругами, не вступая в интимные связи с другими женщинами.

Эта точка зрения уходит от проблем, связанных с доказательством «осквернённости» интимных отношений в браке. Действительно внебрачный секс — это скверна. Об этом свидетельствует практически всё Писание.

Но данное толкование Откр. 14:4 вряд ли возможно, потому что 144 000 праведников названы «девственницами», т.е. не имевшими половых сношений.

4. Речь идёт о людях, сохранивших духовную верность Богу

В комментариях Новой Женевской Библии эта точка зрения выражена так:

Понятие «девственник» выражает здесь духовную чистоту. Целомудренное поведение, разумеется, является одним из элементов этой чистоты (1 Кор. 6,15-20).

Таким образом, понятие «девственники» при таком толковании — метафора. Осквернение с жёнами — намёк на духовное прелюбодеяние с «великой блудницей» из 17 главы Откровения, которая есть «мать блудницам и мерзостям земным». (Откровение 17:5)

Выбранное решение вопроса

Проанализировав представленные точки зрения, мы склоняемся к тому, чтобы признать верной четвёртое толкование. Вот какими герменевтическими принципами мы пользовались при выборе.

Принцип грамматики и лексического анализа

Нигде в Писании мы не встречаем идеи, что интимные отношения с законными супругами могут осквернить человека.

Даже в Моисеевом Законе, в 18 главе книги Левит (примечательно, что в синодальном издании эта глава имеет редакторский подзаголовок «Законы о браке и мерзости половых отношений») не названы мерзостью или осквернением половые отношения между супругами.

В 15 главе книги Левит, разумеется, говорится о временной нечистоте мужчины после поллюции (16-17 стихи), а также временной нечистоте мужчины и женщины (18 стих). Но в этих случаях речь не идёт о мерзости или осквернении. Моисей использует глагол וְטָמֵא (словоформу глагола טמא), в Септуагинте же использовано прилагательное ἀκάΘαρτος. Это временная ритуальная, а не моральная нечистота. Она устранялась посредством простой процедуры омытия водой и ожидания до вечера. Она не приравнивалась к согрешению, и никакого жертвоприношения за неё не требовалось.

В любом случае, в Откр. 14:4 речь не идёт о людях, которые никогда не были подвержены временной нечистоте, описанной в Моисеевом Законе. Ведь даже у девственников случаются поллюции.

В Откровении же 14:4 Иоанн использует глагол εμολύνθησαν, словоформу глагола μολύνω.

Глагол μολύνω означает «марать, пачкать, осквернять» в Септуагинте встречается 10 раз. Он используется и для обозначения обычной бытовой нечистоты (Быт. 37:31; Песн. П. 5:3), так и для обозначения нечистоты духовной, т.е. греха (Ис. 59:3; Иер. 23:11). Один раз однокоренное причастие μολυνθήσονται используется явно для обозначения насильственного полового акта. Это Зах. 14:2, где речь идёт об обесчещенных (изнасилованных) женщинах. Но, поскольку речь идёт не о девицах, а о женщинах (в Септуагинте использовано слово γυναικες, а в еврейском тексте — וְהַנָּשִׁים), то они явно осквернены не просто половыми отношениями (они ведь были замужем и спали с мужьями своими), но насилием со стороны нечестивых мужчин.

Следовательно, мы никак не можем согласиться, что половые отношения в браке можно было бы обозначить фразой «осквернились с жёнами».

Да и«девственность» этих людей вряд ли буквальна. Здесь Иоанн явно прибегает к метафоре.

Ведь эти 144 000 названы не «девственникам», а «девственницами» (по-гречески παρΘένος — слово женского рода), хотя похоже, что речь идёт о мужчинах, потому что они «не осквернились с жёнами» (Иоанн не мог бы даже подумать о лесбиянках в контексте своего повествования, такая мысль абсолютно нелепа).

Следовательно вряд ли этот образ следует толковать буквально, ведь обращённые из евреев — это и мужчины и женщины. Если бы речь шла о буквальном воздержании от брачных отношений, то следовало бы признать, что в период Великой Скорби ко Христу обратятся только мужчины-евреи. Но тогда странно было бы называть их «девственницами». В Библии ни разу мужчины не названы «девственницами». Для обозначения мужчин, не вступавших в половые отношения, в греческом языке даже нет специального слова (видимо, за неимением подобных мужчин в греческой культуре). Апостол Павел для обозначения мужчины-девственника в 7 главе 1 Кор. даже использует громоздкую конструкцию «соблюдающий свою девицу». (О толковании этой фразы мы поговорим в одной из следующих статей).

Однако, слово παρΘένος используется апостолом Павлом в переносном смысле для обозначения духовной «девственности» группы людей, состоящей и из мужчин, и из женщин — Церкви Христовой!

Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. (2 Коринфянам 11:2)

Церковь — это «девственница» в метафорическом, духовном смысле. К этому же выводу мы приходим на основании следующего принципа толкования.

 

Принцип литературного контекста и авторского замысла

Сам жанр не предполагает тут буквального истолкования образа девственников.

Автор явно выражается метафорически. Вряд ли число этих людей буквально равняется 144 000. Автор явно не желает подчеркнуть, что их было не 143 998 или 144 003. Число 144 000 здесь, несомненно, метафора, обозначающая некую полноту полноты. В 7 главе Откр. говорится о тех же 144 000, как о 12 000 от каждого из двенадцати колен Израиля. Опять же авторский стиль здесь не позволяет говорить о точном количестве людей, но о некоем символе преизобилования Божьей милости к верному остатку Израиля.

Но и в 14 главе, вторая часть четвёртого стиха — метафора. Вряд ли эти люди буквально ходили по пятам за Христом, который был в образе Ягнёнка. Представить себе эту картину буквально невозможно без комического эффекта: огромная толпа в 144 000 мужчин всю свою жизнь бегают след в след по лугам и пастбищам за молодым бараном, куда бы тому не вздумалось побежать.

Да и дальше метафоры продолжаются. В конце 4 стиха эти люди названы «начатками» (греч. Ἀπαρχή, в синоадльном переводе «первенцы»). Разумеется, не имеется в виду, что эти люди были каким-то буквальным образом похожи на первые снопы или какие-либо иные плоды.

Слово «начаток» метафорически обозначало человека, который был первым в чём-либо, а потом за ним последовали другие люди:

Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа. (Римлянам 16:5)

Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым), (1 Коринфянам 16:15)

Так и эти евреи были первыми из своих соплеменников, обратившихся ко Христу при конце времен.

Об этом пророчествовал Захария:

А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце. (Захария 12:10)

Это провидел апостол Павел:

Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. (Римлянам 11:1-5)

Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? (Римлянам 11:11-15)

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. (Римлянам 11:25-27)

Да и сам Иоанн в 17 главе рисует образ религиозной системы Вавилона — великой блудницы, которая не одинока, но есть «мать блудницам и мерзостям земным». Именно с этими блудницами и с «их матерью» прелюбодействовали все цари земные. Речь здесь идёт именно о религиозной нечистоте

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

Образ духовного блуда и духовной девственности довольно часто встречается у библейских авторов.

Грехи против Бога изображаются, как духовная супружеская измена, духовный блуд. Судите сами:

Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их… (Исход 34:15)

И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним… (Второзаконие 31:16)

но и судей они не слушали, а ходили блудно вслед других богов и поклонялись им, скоро уклонялись от пути, коим ходили отцы их, повинуясь заповедям Господним. Они так не делали… (Судей 2:17)

Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих… (Осия 2:2)

И стала Огола блудить от Меня и пристрастилась к своим любовникам, к Ассириянам, к соседям своим, к одевавшимся в ткани яхонтового цвета, к областеначальникам и градоправителям, ко всем красивым юношам, всадникам, ездящим на конях; и расточала блудодеяния свои со всеми отборными из сынов Ассура, и оскверняла себя всеми идолами тех, к кому ни пристращалась; (Иезекииль 23:5-7)

И пр.

Напротив, верность Богу часто изображается, как духовная девственность:

Вот слово, которое изрек Господь о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона; вслед тебя покачает головою дочь Иерусалима… (4 Царств 19:21)

вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима… (Исаия 37:22)

Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся… (Иеремия 31:4)

Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу, на путь, по которому ты шла; возвращайся, дева Израилева, возвращайся в сии города твои… (Иеремия 31:21)

И пр.

Принцип исследования исторического контекста

Вот что пишет по этому поводу Киннер Крейг:

Греческое слово, переведенное здесь как «девственник», едва ли когда-либо в греческой литературе применялось к мужчинам, отчасти потому, что мужчины в этой древней культуре редко были девственниками, но так называли тех, кто никогда не имел сексуальных отношений с противоположным полом и, следовательно, неженатых. В буквальном смысле девственниками чаще всего были члены иудейской общины ессеев. Но данный образ здесь просто может отражать символически чистоту священников, которые должны проводить служения в храме (Лев. 15:16—18), или, что менее вероятно, чистоту, которую требовали правила ведения священной духовной войны (Втор. 23:9-11).

Кинер Крейг Библейский культурно-исторический комментарий

Вывод.

Истинно обращённых детей Божьих отличают несколько качеств: они любят прославлять Бога, они верны Господу, других богов они не знают и знать не хотят, они следуют за Христом, куда бы Он ни повёл их, они искуплены Им. И все эти качества относятся как к 144 000 верного остатка Израиля, так и к великому множеству искупленных «из всех племен и колен, и народов и языков». Возможно у 144 000 только одно отличие — они поют некую уникальную песню, песню искупленного Израиля (Откр. 14:3), но в остальном их верность Богу — это верность Церкви, обручённой Ему чистою «девственницей» (2 Кор 11:2).

blog.begichev.info

Tags: Трудные тексты Библии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments