pavel_begichev (pavel_begichev) wrote,
pavel_begichev
pavel_begichev

Category:

Трудные тексты Библии. Что такое утренняя звезда?

Что такое утренняя звезда в сердцах (2 Пет. 1:19)?

И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших… (2 Петра 1:19)

Формулировка вопроса

Несколько лет назад, автор услышал, как представитель «Служения Живого Потока» (Поместная церковь Уитнесса Ли) толковал этот текст в том смысле, что Библию читать — это, конечно, хорошо и правильно, но делать это надо лишь до тех пор, пока в твоём сердце не взойдёт утренняя звезда. То есть, пока ты не станешь «духовным» христианином, у которого разделились душа и дух, и дух занял главенствующее положение. Такому христианину Библия уже не нужна.

Поразившись такому толкованию, ваш покорный слуга решил, что это какое-то недоразумение, и забыл об этом «толковании». А вот теперь вспомнил.

Давайте же попробуем понять, что же такое «утренняя звезда», которая должна взойти в сердцах наших? Надо ли после этого перестать обращаться к «вернейшему пророческому слову»?

Возможные варианты толкования

1.     Утренняя звезда — это труды по вероучению и толкования на текст Священного Писания, которыми снабдили нас святые мужи Церкви

Веру, изложенную ими [пророками] и получившую четкое определение, безупречно сохранили жившие после них святые отцы, пастыри народов, просветители церквей и искуснейшие наставники. В исповеданиях отцов или в изложениях, которые они сделали относительно правильной и неразменной веры для опровержения и уничтожения всякой ереси и нечестивого словоблудия, для укрепления и защиты идущих правильным путем в том, что касается веры, невозможно найти пропуск или опущение чего бы то ни было необходимого для пользы. Для них взошла яркая утренняя звезда, и засиял день по Писаниям, и благодать от Святого Духа посылает [им] свет истины.

Кирилл Александрийский, Послание на святой символ веры.

Такое толкование, на наш взгляд, выглядит довольно фантастично. Вряд ли Пётр, называвший пророческое Слово «вернейшим», говорил о том, что Его надо читать до тех пор, пока не появятся на свет хорошие толкования и мудрые творения отцов Церкви.

Слово пророков — это слово Божье: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня». (2 Царств 23:2) А творения отцов Церкви — это всего лишь человеческие писания. Последнее никак не может быть лучше первого.

2.     Утренняя звезда — это Второе Пришествие Христа и прославление наших тел.

Ибо в ночи века сего, богатой темными соблазнами, где тяжело любому приходится, кто не грешит, как нам быть, если не имеем светильника пророческого слова? Но всегда ли этот светильник будет необходим? Вовсе нет. Доколе, говорит, не начнет рассветать день. Светильником же пока ночной [светильник] служит, поскольку мы — сыны Божий и еще не стали тем, чем будем. В сравнении же с нечестивыми мы – день. Но если мы в этой жизни сравниваемся с тем, чем будем в будущей, то мы все еще ночь и нуждаемся в светильнике.

Беда Достопочтенный, О семи Кафолических посланиях

Эта точка зрения имеет довольно много сторонников. Однако, нам представляется странным, что о Пришествии Христа здесь говорится, как о событии происходящем «в сердцах ваших». Пришествие Христа будет реальным, весомым, зримым, а не умозрительным событием.

3.     Утренняя звезда — это некое сверхъестественное переживание после которого христианин становится знающим все тайны Божьи и уже не нуждается в чтении Библии.

Ни один из серьёзных толкователей этой точки зрения не придерживается, однако она существует в так называемой «народной экзегезе» некоторых ультрахаризматических, маргинальных групп…

Это толкование совершенно невероятно, ибо непреходящая ценность Слова Божьего, изложенного в Священном Писании, неоднократно декларируется пророками и апостолами.

На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах… (Псалтирь 118:89)

Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. (Псалтирь 118:33)

Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки… (Псалтирь 118:43-44) 

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1 Тимофею 4:16)

Не существует такого периода в истории или в жизни человека, в который Священное Писание стало бы для него неактуальным.

4.     Восхождение утренней звезды в сердце верующего — это образ, означающий, что Истина о Христе, которая раньше была непонятна человеку, становится понятной от вдумчивого чтения Писаний.

Данное толкование утверждает, что речь идёт всего лишь о понимании ранее непонятных Истин. Эту точку зрения выразил Мэтью Генри:

Когда свет слова посредством Духа Святого проникает в слепой разум и затемненное сознание, тогда рассветает духовный день и восходит утренняя звезда в сердце. Это просвещение погруженного во мрак ума подобно рассвету, что разливается и пронизывает собой всю душу, исправляет и развивает ее, пока не настанет совершенный день, Прит. 4:18. Это есть рост познания; тот, кто просвещен таким образом, никогда не считает себя достаточно знающим пока не познает так, как познан сам. Обращаться к этому свету — долг каждого и служит интересам всех, и всякий, поступающий по правде, идет к этому свету, в то время как делающие зло держатся на расстоянии от него.

При этом данное толкование не подразумевает, что как только человек понял какую-либо истину о Христе, он должен перестать читать Писание. Он должен продолжать обращаться к Писанию, чтобы углубиться в понимании  как уже понятых, так и других истин. Этот процесс должен пронизывать всю земную жизнь христианина, ибо Священное Писание вернее любого человеческого религиозного опыта.

Выбранное решение вопроса

Признавая достаточно сильными аргументы сторонников толкования №2, мы всё же склоняемся к толкованию №4. Вот какими герменевтическими принципами мы руководствовались.

Принцип литературного контекста и авторского замысла

Речь в контексте вряд ли идёт о Втором Пришествии. Ведь в 16 стихе говорится о воплощении Бога Сына. Хотя кульминацией 2 послания Петра действительно служит третья глава, где речь идёт о Втором Пришествии Христа, всё же во фрагменте 2 Пет. 1:16-21 апостол говорит нам о христианской эпистемологии, т.е. об истинных и ложных источниках получения знания.

Пётр перечисляет три источника познания:

  1. Хитросплетённые басни (16 стих). Это очень плохой источник познания.
  2. Свидетельства очевидцев (16-18 стихи). В данном случае описывается истинный религиозный опыт, полученный Петром и его спутниками на горе Преображения
  3. Пророческое Слово, которое названо вернейшим (в оригинале — более твёрдым) по сравнению даже с истинным религиозным опытом.

Таким образом, Пётр как бы говорит: чтобы что-то понять, запомнить, осмыслить, осознать (апостол очень хочет, чтобы читатели запомнили истины Божьи даже после того, как Симон умрёт — 12-15 стихи), нужно пользоваться истинными источниками познания: к таковым можно причислить истинный религиозный опыт и пророческое слово. Причём пророческое слово вернее религиозного опыта. Именно оно может сделать непонятное понятным, подобно тому, как утренняя звезда сияет в предрассветной мгле.

Принцип грамматики и лексического анализа

Словосочетанием «утренняя звезда» переведено греческое слово φωσφόρος. Слово «фосфор» нам, на первый взгляд, понятно и без перевода, однако оно буквально означает «несущий свет» (φῶς — свет, φέρω — несу). В Новом Завете это слово встречается лишь однажды, только в этом стихе. Однако Платон сообщает, что этим словом греки называли Венеру. (К слову сказать, Венеру утренней звездой называли многие народы на разных языках). А кроме того, планета Венера, по свидетельству Эврипида, Плутарха и того же Платона, называлась по-гречески очень похожим словом ἑωσφόρος (ἕως — заря, восток; φέρω — несу). А это греческое слово встречается в Септуагинте, но никогда не относится к Богу.

У Ис. 14:12 это наименование Денницы (на латыни Люцифера)

В Иов. 3:9 речь идёт о звёздах, которые видны даже поутру.

А вот в Псалме 109:3 (в септуагинте) говорится о Сыне Божьем, Который был рождён прежде Денницы. Возможно речь идёт о том, что Бог Сын был явлен ангельскому миру, в том числе и Люциферу (ср. Евр. 1:6). Также возможен и перевод по масоретскому тексту «из чрева прежде денницы подобно росе рождение (или юность) твоё», т.е. ты рождён очень рано, до появления утренней звезды, прежде чем выпала роса… Так что так или иначе утренняя звезда тут явно не Христос.

О пришествии Христа также не может идти речь, потому что утренняя звезда должна взойти именно в сердцах верующих (εν ταις καρδιαις)

Второе Пришествие, Славное Возвращение Христа не произойдёт внутри сердец христиан. Но в сердцах происходит просвещение Духом Святым (Еф. 1:17,18).

Принцип аналогии веры и аналогии Писания

Хотя пришествие Христа сравнивается с восхождением звезды в Чис. 24:17, всё же, похоже, что под этой звездой подразумевается солнце.

Пришествие Христа как первое, так и второе сравнивается с солнцем недвусмысленно в Мал. 4:2 (…взойдет Солнце правды…)
и в Пс. 83:12 (…Ибо Господь Бог есть солнце и щит…)

Да и в Откр. 22:16 по отношению ко Христу употребляются не слова ἑωσφόρος и φωσφόρος, а словосочетание: «αστηρ ο λαμπρος ο πρωϊνός», т.е. опять же речь идёт, скорее всего о солнце.

Похоже, что нигде в Писании Христос не сравнивается с Венерой.

А вот в Притчах 4:18 стезя праведных (т.е. их земной путь, построенный в соответствии с пониманием Божественной мудрости) сравнивается с утренним светилом (в Септуагинте — φῶς). Именно путь грешников там назван тьмой, а путь праведников светом.

Принцип ясности Писания

Второе послание Петра написано в «азианском стиле» (напыщенный, цветистый стиль речи, противоположный скупому и аскетическому «аттическому стилю»). Поэтому первый читатель, уловив с первых слов послания его стилистическую особенность, скорее бы увидел в цветистом образе утренней звезды нечто, указывающее на ближайшую тему — метод познания, чем на тему, которая получит своё развитие лишь в конце третьей главы.

Первые читатели прекрасно понимали, что тьма — это их непросвещённое восприятие мира (ср. 2 Кор. 4:6), светильник — Слово Божье (ср. Пс. 118:105), следовательно, рассвет и утренняя звезда — это просвещённое Словом восприятие Истины.

Вывод.

А практический вывод очень прост: если вам что-то непонятно в Божьем мире, читайте Библию! Читайте, исследуйте, держитесь Слова, и рано или поздно, вам всё будет понятно.

blog.begichev.info

Tags: Трудные тексты Библии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments