pavel_begichev (pavel_begichev) wrote,
pavel_begichev
pavel_begichev

Categories:

Трудные тексты Библии. Притчи. Шифр или ключ к шифру?

Притчи в 13 главе Евангелия от Матфея — это шифр или ключ к шифру?

(10) И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? (11) Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, (12) ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; (13) потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; (14) и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, (15) ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. (16) Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, (17) ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. (От Матфея 13:10-17)

Формулировка вопроса

Когда мне прислали в рубрику этот текст, то вопрос был сформулирован так: «…как вы считаете Иисус говорил притчами чтобы непосвященные его не поняли? Или наоборот чтобы было доступно даже неподготовленным слушателям? Притча нужна чтобы запутать или чтобы разжевать?»

Прекрасная формулировка. Её мы и возьмём в работу.

Возможные варианты толкования

Сама формулировка вопроса подразумевает, что есть только два варианта толкования.

1. Притчи зашифровывали Истину, делая её совершенно непонятной без дополнительного объяснения.

Сторонники этой точки зрения говорят о том, что в основном целью Иисуса было провозгласить суд над иудеями-отступниками и спасти только немногих посвящённых — тех, кому Он объяснял значение притч.

Это толкование возлагает на Бога ответственность за непонимание людьми Истины и их погибель

Эта точка зрения базируется в основном на том, что в еврейском тексте Исайи действительно содержатся императивы, призывающие пророка ослепить и оглушить народ, чтобы они не спаслись.

Также сторонники этой точки зрения указывают на то, что в свете такого смысла пророчества Исайи, 12 стих у Матфея означает, что есть люди, которым дано знать тайны царства — они и преумножат свои знания, а если уж кто-то тайн не знает, то так и не поймёт их.

Из ранних толкователей эту точку зрения (правда в довольно мягкой форме, и не ограничиваясь ею) допускал только Федор Мопсуестийский:

По следующим двум причинам Он имел обыкновение часто пользоваться притчами: или из-за того, что Он говорил о вещах неявных, так что неявное Он делал в притче явным, насколько это возможно; или из-за недостоинства слушателей, когда им не бывает никакой пользы от сказанного. Но есть и третья причина притч. Часто, говоря что-либо в осуждение слушающих, Он ослабляет притчей суровость обличений. Так, например, когда Он говорит про виноградник, что плохих виноградарей предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим. Ибо, говоря это фарисеям, Он явно избегал суровости слов. 

Феодор Мопсуестийский, Фрагменты

Однако, поскольку этот толкователь возлагает ответственность за погибель на людей, а не на Бога, вряд ли можно его со стопроцентной уверенностью причислить к сторонникам данного толкования. Скажем так: Федор Мопсуестийский не исключает его, но не возлагает ответственность за погибель людей на Бога.

Данная точка зрения присуща в основном толкователям, стоящим на кальвинистской позиции. Например, её защищают Мэтью Генри и Луис Барбиери, младший.

2. Притчи расшифровывали Истину, делая её понятной даже для тех людей, которые духовно слепы и глухи.

С этой точки зрения притчи превращаются в картинки, иллюстрирующие труднодоступную Истину.

У этого толкования есть кажущееся слабое место. На первый взгляд не вполне понятно, почему Господь ещё и дополнительно объяснял значение некоторых притч ученикам.

Однако, если человек не понял даже наглядно проиллюстрированную истину, то это некоторым образом характеризует самого человека, но не истину.

Похоже, что ученики Христа были довольно медлительны на понимание и звёзд с неба не хватали. Объяснения наедине с учениками выглядят не столько как собрание посвящённых, где наконец открывают тайну (ведь Христос говорит, что им дано знать тайны Царства). Эти посиделки больше похожи на то, как учитель оставляет после занятий особо туповатых учеников, чтобы объяснить им свой урок ещё раз. Правда к чести апостолов нужно сказать, что они сами попросили об этих дополнительных консультациях.

Сторонники этой точки зрения делают упор на общей цели земного служения Иисуса: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». (От Луки 4:18-19)

Это толкование не исключает возможности того, что некоторые люди не примут Истину, даже понятно проиллюстрированную в притчах. Возможно, кто-то ожесточится настолько, что даже «разжёванное» не проглотит. Но здесь важно, что целью Христа являлось не запутывание людей, а попытка спасти их.

Таким образом, эта точка зрения возлагает ответственность за неверие и погибель на людей, ибо Бог сделал достаточно для их спасения.

Надо сказать, что эта точка зрения была сформулирована в подавляющем большинстве трудов Отцов Церкви, а также у Баркли.

***

Есть, конечно и третий вариант.

Некоторые говорят, что притчи запутывали народ Израильский, но расшифровывали Истину для язычников. Ведь именно в таком контексте цитирует Исайю 6:9 апостол Павел в Деян. 28:25-28

Но мы с вами знаем о sensus plenior. Авторы богодухновенных библейских книг могли придавать вторые значения ветхозаветным цитатам. Поэтому хотя Павел и говорит в Деяниях о суде над еврейским народом и смещении основного акцента в благовестии на язычников, мы всё же не вправе говорить, что sensus plenior, звучащий в словах Христа, приведённых Матфеем, идентичен с тем значением, которое подразумевает Павел.

Христос цитирует Исайю в контексте проповеди, обращённой только к иудеям. Во времена земного служения, Христос проповедовал язычникам только в виде исключения. Среди тех, кто слышал толкования Христа, язычников, скорее всего, не было. Поэтому мы не станем рассматривать третью точку зрения, как серьёзную. Тем более, что у неё нет каких-либо авторитетных сторонников…

Выбранное решение вопроса

Нам представляется верной вторая точка зрения.

Вот какими принципами мы руководствовались:

 

Принцип исторической преемственности.

Как мы уже говорили, подавляющее большинство Отцов придерживалось этой точки зрения:

Так и здесь Господь говорит: да не обратятся, чтобы Я исцелил их, показывая, что они могут обратиться и, раскаявшись, спастись и что Он делает все не для Собственной славы, но для их спасения. Если бы Он не хотел, чтобы они слушали и спасались, Ему следовало молчать, а не поучать в притчах. Но теперь Он возбуждает их тем самым, что говорит загадками. Ибо Бог, сказано, не желает смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив.

Иоанн Златоуст, Гомилии на Евангелие от Матфея 45.1-2

***

Итак, те слышат [слово Божие] в притчах и в загадках, кто, сомкнув очи, не желает видеть Истину. 

Иероним Стридонский, Комментарий на Евангелие от Матфея 2.13.15

***

Выражение «да не обратятся, и Я исцелю их» указывает на особое упрямство. … Оно показывает, что если они обратятся, то Он исцелит их. Ведь Он говорит так для того, чтобы они спаслись, поскольку Ему вообще не следовало ничего говорить, а хранить молчание, однако Он творит все не ради Собственной славы, а ради их спасения. 

Кирилл Александрийский, Комментарии на Евангелие от Матфея.

 

Баркли вторит древним Отцам:

а) Притча всегда конкретизирует истину. Лишь немногие могут воспринять и понять абстрактные идеи; большинство же людей мыслит образами и картинами. Мы можем довольно долго пытаться объяснить на словах, что такое красота, но если указать на кого-нибудь и сказать: “Вот красивый человек”, то не потребуется никакого объяснения. Мы можем довольно долго пытаться дать определение добра и добродетели, но это никого не просветит. Но когда человек нам сделает добро, тут же поймем, что такое добродетель. Для того чтобы их можно было понять, надо каждое великое слово облечь плотью, каждую великую идею представить воплощенной в человеке; а притча в первую очередь тем и отличается, что она представляет истину в виде картины, которую все могут видеть и понять.

б) Кто-то сказал, что любое великое учение должно исходить от здесь и сейчас, от сиюминутной реальности, с тем, чтобы достигнуть цели там и тогда, в потустороннем мире. Когда человек хочет научить людей вещам, которых они не понимают, он должен начинать с того, что они могут понять. Притча начинается с вещей, понятных каждому из его собственного опыта, а потом ведет к вещам, ему непонятным и открывает глаза на то, чего он до сих пор не видел, собственно, не мог видеть. Притча открывает человеку ум и глаза, начиная с того, где он находится, и что он знает, и ведет его туда, где он должен быть.

в) Великая поучительная ценность притчи заключается в том, что она вызывает интерес. Проще всего заинтересовать людей, если рассказывать им истории. А притча как раз и есть истина, запечатленная в рассказе. “Земная история с небесным смыслом” – это самое простое определение притчи. Люди будут слушать и их внимание можно привлечь лишь, если заинтересовать их; в простых людях интерес можно разбудить рассказами, а притча и есть такой рассказ.

г) Большая ценность притчи заключается и в том, что она побуждает людей самим открывать истину и дает им способность открыть ее. Она побуждает человека думать самому. Она говорит ему: “Вот тебе история. Какая истина заключена в ней? Что она говорит тебе? Продумай это для себя”.

Некоторые вещи человеку просто нельзя сказать и объяснить; он должен открыть их для себя сам. Нельзя просто сказать человеку: “Вот это истина”; нужно дать ему возможность самому открыть ее для себя. Когда мы откроем истину для себя не сами, она остается чем-то внешним и полученным из вторых рук и мы почти наверняка скоро позабудем ее. А притча, побуждая человека мыслить самому и делать выводы, показывает ему истину воочию и одновременно закрепляет ее в памяти.

д) С другой же стороны притча скрывает истину от тех, кто слишком ленив, чтобы подумать или слишком ослеплен предубеждениями, чтобы видеть. Притча возлагает всю ответственность совершенно и полностью на каждого человека. Притча открывает истину тому, кто ее ищет, и она скрывает истину от того, кто не хочет ее видеть.

е) Но надо помнить еще одно. Притча, в той форме, в которой ею пользовался Иисус, была выражена в устной форме; люди слушали ее, а не читали. Она должна была впечатлять людей сразу, а не в ходе длительного изучения с помощью комментариев. Истина должна была озарять человека как молния освещает непроглядную ночную тьму.

 

Принцип грамматики и лексического анализа.

Греческое слово παραβολή (притча) — это составное слово, состоящее из формы глагола βαλλω (бросаю, кладу или помещаю) и приставки παρα (которая означает «рядом»).

Этимология слова свидетельствует о желании говорящего поместить или положить что-то рядом для сравнения.

Духовную или нравственную истину часто поясняли практическим, более понятным примером, то есть то, что было хорошо знакомо, помещалось рядом с неизвестным и непонятным, чтобы объяснить непонятное.

Известное проливало свет на неизвестное.

Притча была обычной формой обучения у евреев, и этот термин встречается 45 раз в Септуагинте.

Матфей это слово также употребляет в значении «подобие»

24:32 От смоковницы возьмите подобие (παραβολή): когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето…

В данном случае, это явно не зашифровка Истины, но пример, который понятен всем.

Также немаловажен тот факт, что притчи Христа были понятны даже неверующим. Они не терялись в догадках о значении притч, хотя и не спешили принять содержащуюся в притчах истину:

21:45 И слышав притчи (παραβολή) Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит…

Другие тексты, содержащие слово παραβολή также свидетельствуют об идее иллюстрации, проливающей дополнительный свет на Истину.

Так в послании к Евреям 9:9 Скиния превращается в притчу о неспособности усовершенствовать совесть.

Она есть образ (παραβολή) настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего… (Евреям 9:9) 

А в том же послании 11:17-19 Исаак становится притчей для Авраама. Притчей о грядущем воскресении…

Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование (παραβολή). (Евреям 11:17-19) 

Немаловажным аргументом в пользу нашей точки зрения будет также значение предлога διά из 13 стиха нашего текста.

потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют… (От Матфея 13:13) 

В синодальном тексте использован союз «потому», в греческом тексте немного иначе. Там стоит фраза «из-за того», т.е. предлог διά, что значит «из-за» и указательное местоимение τοῦτο.

Таким образом, идея предлога διά — не «для того», а «по этой причине». Иисус объясняет не цель, а причину.

Слепота и глухота — это причина говорения притчами, а не цель.

У Бога нет цели оглушить и ослепить людей. Наоборот, их слепота и глухота побуждает Бога к изобретательности. Глухим и слепым нужно Истину упростить… Притча — не усложнение, а упрощение Истины…

 

Принцип литературного контекста и авторского замысла.

Мы приходим к выводу, что Иисус не просто цитирует здесь Исайю, а использует принцип sensus plenior. Господь наполняет новым смыслом древнее пророчество.

Мы рассуждаем так:

В оригинальном еврейском тексте пророк Исайя действительно должен был ожесточить людские сердца.

Приведём эти стихи в новом переводе МБО:

Ис. 6:10 Ожесточи сердце этого народа, закрой их уши и сомкни им глаза, чтобы они не смогли увидеть глазами, услышать ушами и понять сердцем, чтобы не обратились и не получили исцеление.

Народ Израильский во времена Исайи должен был вкусить всю тяжесть Божьего суда. Время для покаяния уже истекло. Покаяться было уже невозможно. Исайя в то время пророчествовал не для спасения Израиля, а для возвещения над ними Божьего суда.

Но уже в стихах с 11 по 13 той же главы Исайя спрашивает, доколе это продлится?

Господь даёт понять пророку, что проклятие продлится до времени окончания опустошения земель Израиля, но даже и тогда есть надежда для истинно верующего «святого семени».

Но Матфей приводит слова Иисуса, произнесённые по-гречески. И в словах Иисуса уже нет императивов. Он наполняет текст Исайи совсем иным содержанием. Вот как переводит этот текст еп. Кассиан:

14 и исполняется на них пророчество Исаии, которое говорит: “Слухом будете слышать, и не уразумеете; и глазами глядеть будете, и не увидите;

15 ибо ожирело сердце народа этого, и ушами они едва слышат, и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами и ушами не услышать и сердцем не уразуметь и не обратиться. И Я исцелю их”.

Вариант перевода последнего предложения представляется нам несколько спорным. Возможно, всё же, что отрицание «чтобы не» (по-гречески μήποτε) относится и к глаголу «исцелю». Но это никак не вредит нашему толкованию.

Иисус фактически говорит, что со времён Исайи ничего не изменилось.

Похоже, что люди добровольно продлили в своей жизни древнее проклятие, которое должно было бы уже закончиться (ведь опустошение Земли Обетованной завершилось).

Люди по-прежнему, как и во дни Исайи, слепы и глухи.

Но!

Уже не пророк ослепляет людей, а люди сами сомкнули глаза. Уже не пророк закрывает их уши, но сами люди слышат «с трудом» (по-гречески βαρέως — не только значит с трудом, но и с неудовольствием, неохотно). Уже не пророк своими речами ожесточает сердце. Сердце из прямого дополнения превращается в подлежащее, т.е. становится активным действующим лицом. Сам человек делает внутренний выбор, чтобы сердце его «огрубело» (буквально по-гречески ожирело…)

И даже 12 стих не обязательно говорит о том, что Бог притчами закрывает понимание от тех, кто не хочет ничего понимать. Да, Бог отнимет возможность спастись у тех людей, кто отказался от обладания Божьей Истиной.

Но 3 стих нашей главы недвусмысленно говорит, что Христос желает преумножить знание. Он поучает притчами много!

Матфей неоднократно подчеркивает сострадательность характера Христа. Господь сожалеет о судьбе людей, которые не понимают истины. Он хочет достучаться даже и до «не имеющих», чтобы их участь была изменена.

Священник Яков Кротов пишет:

Где больше всего картинок? В букваре, в самой важной книге, которую должны прочесть все. Шифры используют не картинки, а цифры. Притча — это картинка, и притча —  не шифр, а, напротив, ключ к шифру, толкование для самых непонятливых. Апостолы, правда, не поняли притчи — но этим они изумили Самого Бога. Впрочем, наверное Иисус не слишком изумился: часто бывает, что взрослый человек не понимает того, что предназначено для ребенка, для особой детской психики.

Но бывают такие картинки-загадки: в переплетеньи сучьев и ветвей нужно найти контуры птички, зайца, охотника. Для этого нужно сосредоточиться, расслабиться, захотеть увидеть охотника, посмотреть на пестрый узор свежим взглядом, отрешиться от привычного для себя восприятия. 

Так и евангельские притчи, столь, казалось бы для верующего, ясные. Нужно от много отрешиться — и прежде всего, от себя – чтобы понять эти простые картинки, чтобы увидеть в соединении слов Бога. Это ключ к шифру, который не автоматически действует, а лишь тогда, когда с ключом соединяют самого себя.

Господь пытается достучаться до всех. Приглашает всех к правильному пониманию. Так в 9 стихе Он говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит!»Кто может услышать? Кто должен услышать? Единственное условие — иметь уши.  Господь уже всё дал для познания Истины. Проблема неверия — в человеке.

Наконец, сам Матфей в той же 13 главе приводит другую цитату:

Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. (От Матфея 13:34-35)

Фраза «изреку сокровенное» буквально значит: «извергну наружу то, что было скрыто».

Господь хочет открыть скрытое, но не скрыть открытое.

 

Принцип аналогии веры и аналогии Писания.

Мы уже приводили текст, говорящий о главной задаче земного служения Христа — даровать слепым прозрение и т.д.

Однако Писание и в массе других текстов подтверждает правильность нашего толкования.

Иоанн пишет, что свет Христов просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1:9), а также наполняет новым смыслом пророчество из Ис. 54:13, приводя слова Господа: «И будут все научены Богом…» (Ин. 6:45)

Бог повелевает всем людям без исключения оставить времена неведенья. А это повеление будет иметь смысл только если человеку предоставлено Богом право на такое действие…

Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться… (Деян.17:30)

 

Писание неоднократно говорит о Божьем желании спасти всех и о всеобщем искуплении, которое явилось результатом этого желания.

    • Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? (Иез.18:23)
    • Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! (Иез.18:31,32)
    • Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? (Иез.33:11)
    • …уповаем на Бога, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных… (1 Тим. 4:10)
    • Не медлит Господь исполнением обетований, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию… (2 Пет. 3:9).
    • И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру… (1-е Ин. 4:14)
    • … вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира… (Ин. 1:29).
    • Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был через Него… (Ин. 3:17).
    • Ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир… (Ин.12:47)
    • Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего… (2-е Кор. 5:14 и далее)
    • Предавший Себя для искупления всех… (1 Тим. 2:6).
    • Иисус немного был унижен перед Ангелами, дабы Ему, по благодати Божьей, вкусить смерть за всех… (Евр. 2:9)
    • Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучителя, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель… (2 Пет. 2:1). Как вы видите, Он искупил даже тех, кто погибает и навлекает на себя погибель…
    • …если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и за грехи всего мира… (1 Ин. 2:1, 2)

Главным из них будет, безусловно, текст из послания к Тимофею:

«…ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины…» (1Тим.2:3,4)

Все эти тексты убеждают нас, что главная цель Господа — это спасение человека, через понимание Истины Евангелия.

***

Есть некоторая категория текстов, где на первый взгляд говорится о том, что Бог закрывает Истину от людей.

Например: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (От Матфея 11:25). Или: «Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня». (Римлянам 11:7-8)

Но в свете вышеизложенного, а также наблюдая за контекстом подобных библейских стихов, скорее можно предположить, что Бог утаил Истину не от людей, находящихся в «нейтральном» состоянии, но от тех, кто уже сознательно сделал свой выбор — отвергнуть Бога. Они ожесточились, т.е. ожесточили себя сами. Сами стали мудрыми в своих глазах, поэтому Бог и оставил их на суд.

Но ни один из этих текстов не говорит о том, что Бог хотя бы одного человека лишает хотя бы единого шанса на спасение и Истину.

Вывод.

В Евангелии от Матфея мы видим, что Господь прикладывает значительные усилия, чтобы донести до нас Истину. Он выходит рано поутру к морю, чтобы посидеть и отдохнуть. Но видя несчастных и заблудших людей, Он пренебрегает отдыхом, садится в лодку, учит, не скупясь на информацю (поучал их много притчами).

То же самое Он творит и для нас. Только слушай.

Уши есть? Значит уже можешь всё понять и принять!

… как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших… (Евреям 3:7-8)

 

blog.begichev.info

Tags: Трудные тексты Библии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments