pavel_begichev (pavel_begichev) wrote,
pavel_begichev
pavel_begichev

Categories:

Трудные тексты Библии. Кто такой «малейший» в Царстве Небесном?

Кто такой «малейший в Царстве Небесном» Мф 5:19?

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. (Матф.5:19)

Формулировка вопроса

Этот стих смущает многих читателей, так как на первый взгляд успокаивает нарушителей Закона Христова.

При объяснении этого текста Писания необходимо ответить на целый ряд вопросов:

Что значит «научит так»? Научит нарушать заповеди, или научит этим заповедям людей, хотя сам их нарушит?

Что значит «малейшим наречётся в Царствии Небесном»? Он попадёт в Царство? Или жители Царства меж собой будут называть его малейшим?

Давайте разбираться:

Возможные варианты толкования

Их по сути только два.

  1. Речь идет о человеке, который сам нарушит заповеди, научит других их нарушать, попадёт в ад. А обитатели Царства Небесного нарекут этого человека малейшим (т.е. достойным ада).

Т.е. этот человек станет известен в Царстве, как малейший, хотя сам не войдёт в него.

Этого варианта придерживался Иоанн Златоуст

А когда ты слышишь слова: “малейшим в Царстве Небесном”, то разумей не иное что, как геенну, или мучение… нарушитель закона в то время будет меньшим, т. е. отверженным, последним; а последний, без сомнения, ввержен будет тогда в геенну.

Со Златоустом согласен и протестантский толкователь Мэтью Генри.

2. Речь идёт о человеке, который сам нарушит заповеди, но других научит исполнять их (по другому мнению он научит других нарушать эти заповеди, подавая дурной пример), при этом он попадёт в Царство Небесное по благодати. Однако он потерпит урон на судилище Христовом, лишится награды и спасётся как бы из огня. Поэтому он и назван малейшим.

У этой точки зрения гораздо больше сторонников, как среди ранних толкователей, так и среди современных.

Хотя следует признаться, что большинство толкователей стыдливо обходят вниманием трудный для толкования 19 стих. Сосредотачиваясь на всём фрагменте (17-20), экзегеты часто просто не конкретизируют ситуацию, описанную в 19 стихе.

 

Выбранное решение вопроса

По тщательном размышлении, мы остановили свой выбор на второй точке зрения.

Вот какими принципами мы руководствовались:

Принцип исторической преемственности.

Как было уже отмечено выше, целый ряд авторитетных экзегетических исследований поддерживает нашу точку зрения.

И поэтому нельзя ничего нарушать и сокращать из божественных заповедей, но следует с верой в разуме все сохранять и научать [этому], чтобы не лишиться славы Царства Небесного, потому что то, что считают малым и ничтожным неверующие и мирские, для Бога не ничтожно, но необходимо. А кто сотворит и научит, того Господь наречет великим в Царстве Небесном. Поэтому надо действовать не только словами, но и делами; не только учи, но и делай сам то, чему учишь.

Хроматий Аквилейский, Трактат на Евангелие от Матфея

***

Итак, Он укоряет фарисеев за то, что они, презрев Божий заповеди, устанавливали свои собственные предания; потому им и не приносит пользы [их] учение в народе, коль скоро они нарушили пусть даже малое предписание закона. Мы можем понять это и по-другому: образованность учителя, поврежденная даже малым грехом, низводит его с высшей степени, и он не получает пользы от своего научения праведности, которую уничтожает даже малейшая вина. Совершенное же блаженство состоит в том, чтобы на деле исполнять то, чему учишь словом.

Иероним Стридонский, Комментарий на Евангелие от Матфея

***

…Он говорит о том, кто нарушает: Кто нарушит одну из заповедей сих малейших, тот малейшим наречется в Царстве Божием (Мф 5:19), показывая, что, хотя он и будет малейшим, но [пребудет] в Царстве…

Анонимный комментарий на Евангелие от Матфея (Opus imperfectum in Mattaeum) 4-5 век.

***

Иисус не говорит здесь о потере спасения, поскольку нарушители, хотя и назовутся малейшими, всё же будут в Царстве Небесном. А вот благословение, награда, духовные плоды, радость и добрые результаты служения — все могут быть принесены в жертву непослушанию.

Джон МакАртур. Толкование на Евангелие от Матфея.

Принцип грамматики и лексического анализа

Глагол «нарушит» — это форма греческого глагола λύω — отвязывать, развязывать; освобождать, отпускать; разрушать, расторгать, нарушать; разрешать, отменять, упразднять, объявлять недействительным.

Речь идёт, таким образом, о людях, которые небрежно относятся к заповедям, не считая обязательным их исполнение.

Но речь идёт не о Законе Моисея.

Христос явно говорит о Своих Заповедях, которые Он перечислит в Нагорной Проповеди. Ведь говорится о заповедях «сих»… Называя их малейшими, Христос подчеркивает тот факт, что они хотя и выражают этику Царства и их исполнение свидетельствует о благоговении перед Богом, всё же они не являются условием спасения. Об этом мы ещё поговорим ниже.

Фраза «малейшим наречется в Царстве Небесном» явно не означает, что сам малейший не войдёт в Царство. Это видно из полной тождественности этой грамматической конструкции фразе «великим наречётся в Царстве Небесном». Поскольку второй будет находиться в Царстве, а не просто будет известен жителям Царства, как «великий», то и первый будет находиться в Царстве, а не просто будет известен жителям Царства, как «малейший».

Принцип ясности Писания, литературного контекста и авторского замысла

Для верной интерпретации 19 стиха необходимо правильно понимать логику высказывания Христа в стихах с 17 по 20. Причём тут также важно проследить и логику Матфея, поместившего речь Христа именно в подобный контекст.

Основная мысль этих стихов такова: Только Христос может привести нас в Царство Небесное. Сами не дойдем.

Матфей предвосхищает вопрос читателей: «Почему же мы сами не можем попасть в рай?», — и приводит четыре Христовых аргумента на этот счет.

Первый аргумент: Абсолютно праведен только Христос

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Христос исполнил закон — завершил его. Греческое слово πληρόω — означает наполнять (до краёв), исполнять, совершать и завершать.

В этой части Нагорной Проповеди Господь заявляет о полной богодухновенности и неизменности заповедей Ветхого Завета. Но кто может исполнить Закон? Только Христос! Он пришел исполнить весь Закон привести его к завершению (именно такое значение у глагола πληρόω в конце 17 стиха). Об этом же и сказано в Рим. 10:4. «Конец закона — Христос» — Он завершение, кульминация закона. Он исполнил, завершил Закон!

Второй аргумент: К грешнику невозможно применить никаких поблажек.

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.

Под йотой здесь разумеется маленькая еврейская буква йод, похожая на нашу запятую, а под чертой — едва видные для глаза небольшие черточки, которыми отличаются еврейские буквы бет и каф, далет и рэш, и т.д. (В русском алфавите тоже есть пара букв, отличающихся друг от друга только маленькой чёрточкой — это буквы ш и щ)

Закон не изменить! Его функция карать и казнить!

…все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. (Гал.3:10)

Господь здесь не говорит, что новозаветные верующие все еще находятся под Законом. Он говорит, что Закон нельзя изменить. Поэтому лучше нам выйти из-под дамоклова меча проклятия закона и перейти в Царство Божие. Иначе неизменный Закон шандарахнет по нам всей мощью своего проклятия.

Аргумент третий: Пребывание в Царстве Божьем не зависит от нашего исполнения заповедей.

19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.

Бог не строит иллюзий насчет нашего характера. Он знает, что мы будем нарушать и творить… Всё вперемешку… А кто-то даже будет нарушать, и при этом учить правильно.

Важно то, что в 19 стихе Господь говорит не о заповедях Ветхого Завета, а о заповедях Нового, изложенных в нагорной проповеди: «…заповедей сих малейших». Т.е. Христос говорит, что не исполнять Его заповеди — это грех, который, впрочем, не лишает гражданства в Царстве Небесном, так как мы спасаемся Его праведностью.

Вход в Царство небесное не оплачивается исполнением заповедей. Дела добрые важны, но лишь, как свидетельство истинности твоей веры.

От них зависит размер награды в Царстве, погоны и т.д. Но и те, кто нарушал заповеди Христа, и подавал другим тем самым повод к нарушению, и кто более преуспел в исполнении заповедей — будут в Царстве небесном. Туда входят не за заповеди…

И это подводит нас к следующему аргументу, объясняющему КАК ЖЕ ПОПАСТЬ НА НЕБЕСА?

Аргумент четвёртый: Билет в небесное царство стоит слишком дорого. Нашей праведности он не по карману.

20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Вход в Царство небесное приобретается не человеческой праведностью, но праведностью Христа.

Даже самые святые люди того времени — книжники и фарисеи недостойны войти в царство Божье! Практически невозможно было превзойти фарисея в скрупулёзном исполнении мельчайших тонкостей Закона Божьего.

Христос намекает на то, с чего Он начал — праведность есть только у Него!

Только Он может дать эту праведность! Вменить — засчитать, подарить, сделать нас праведными!

 

Принцип аналогии веры и аналогии Писания.

Наше  толкование учитывает различие в двух типах фарисеев и книжников.

Некоторые из них были образцом праведности и даже могли научиться Царствию Божьему (Мф. 13:52). Другие же фарисеи были лицемерами, т.е. учили правильно, а жили неправильно (Мф. 23:2-4)

Учение о том, что нерадивые верующие войдут в Царство и наследуют спасение, есть у апостола Павла:

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. (1 Коринфянам 3:10-15)

У того же апостола Павла мы встретим ясное учение о том, что исполнение Закона никак не может привести нас в Царствие Небесное.

однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть. (Галатам 2:16)

Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер. (Галатам 2:21)

Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона. (Римлянам 3:28)

Вывод.

19 стих является лишь одним из аргументов в цепи доказательства центральной мысли всей Нагорной Проповеди: Человеческая праведность — ничто. Божья праведность — всё.

Нагорная Проповедь — это этика Царства. Никому не позволено халатно относиться к воле Царя Небесного. Однако, вход в Царство не зависит от исполнения заповедей. Он зависит только от Жертвы Христа.

По этому поводу хорошо писал К.С. Льюис:

Желание “быть хорошим без Христа” зиждется на двух ошибках. Во-первых, это вам не под силу, во-вторых, это не цель вашей жизни. Нельзя взобраться самому на высокую гору праведности, но если бы мы и взобрались, мы бы погибли во льдах и разреженном воздухе. Начиная с определенной высоты, не помогут ни ноги, ни топорик, ни веревка. Нужны крылья; дальше придется лететь.

К Богу вас может поднять только Христос! Доверьтесь Ему!

… Ну и, разумеется, живите так, как Он вас просит в Нагорной Проповеди… Быть головнёй, исторгнутой из огня очень больно и неприятно… Оно вам надо?

blog.begichev.info

Tags: Трудные тексты Библии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments